Форум движения за возрождение отечественной науки
13 Декабря 2017, 04:36:17 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: Форум движения за возрождение отечественной науки
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Школа для детей или дети для школы  (Прочитано 234 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
admin
Администратор
Ветеран
*****

Репутация: +117/-3
Offline Offline

Сообщений: 1893


« : 11 Октября 2017, 17:12:01 »

Владимир  Мартышин
 
В августе российское образование стало центром внимания всей страны. Удивительного в этом ничего нет: в этот месяц и в иные времена приковано внимание к школе и это обычно связано с началом учебного года.

shkoljniki.jpgВ последние два десятилетия мы, профессионалы, с особой опаской ожидаем этого времени - это время новых директив министерства, это пора нововведений. Иногда безболезненных, а часто и потрясающих школу, иногда умных, а порой и не знаешь, какое той или иной инициативе дать определение...
Разрушительная поступь директив. Но поступь реформ такова, что пока больше в них разрушительного. Идет целенаправленный процесс разрушения через школу основ государственности, семейных ценностей, традиционного мировоззрения и вообще менталитета нашего народа. Ради справедливости следует отметить, что не все только плохое несут реформы, так весьма полезны нововведения по внеурочной работе, прекрасна концепция духовно-нравственного воспитания. Но это всего лишь волосы на снесенной голове. Самое опасное это то, что запущен процесс формирования антитрадиционных ценностей как основы национального самосознания, то, что называют ментальностью. И нынче перед началом учебного года мы получили немало вводных, но, пожалуй, самый яркий пример некомпетентности министерства - это введение второго иностранного языка. Это в стране, где в большинстве школ нет квалифицированных специалистов и на один-то язык, особенно на селе. И это очевидно... Директора, конечно, выкрутятся, сделают учителями иностранного математиков, «трудовиков»... В конце концов, сторожей или уборщиц. Так это было два года назад  с введением третьего часа физкультуры... Кто, конечно, не разбирается в учебном плане и в нагрузке, тот может заявить, что, мол, учителя иностранного при учебе в вузе изучали второй язык.  Да, это так, но нагрузка-то сегодня в самой обычной школе у учителя иностранного двадцать восемь часов. Это пять-шесть уроков в день. При такой нагрузке подготовиться качественно к уроку невозможно. А это означает, что при введении второго языка мы должны подыскать второго учителя. Что, впрочем, мы и сделали. Но каждая ли школа на селе имеет подобный кадровый резерв, где часто нет и единственного специалиста...

При этом, заметим, что  второй иностранный язык вводится на фоне сокращения уроков русского, литературы, истории, предметов, формирующих мировоззрение, ментальность... Получается, что это место занимает  иностранный. При этом содержание программ иностранных языков у нас большей частью вне контроля. Я, например, изучал немецкий язык, поэтому не могу проанализировать даже степень влияния, скажем, программ английского, французского на мировоззрение наших детей. Вся надежда на учителя... А ведь через иностранный язык формироваться душа ребенка, его ментальность может ускоренными темпами. Так как ученик механически заучивает то, что ему дают на этих уроках. «Присваивает» эти ценности. И это со второго класса, когда еще ребенок не прошел становление, не укрепился в отеческих наставлениях. Семьи, попавшие в эмиграцию, ощущают это особенным образом и констатируют этот факт. Некоторые продвинутые программы начального обучения, которые мы анализировали, не вписываются в контекст традиционной ментальности. Они формируют эгоистическое начало, что «я» это центр вселенной, что все и вся должно крутиться вокруг меня. То есть, нацелены на воспитание индивидуализма, не индивидуальности, а именно индивидуализма. К сожалению, эта тема у нас замалчивается.

В  августе этого года образование стало самой популярной темой еще и в связи с переменами в Министерстве. Назначен новый Министр. Министр, как будто бы имеющий традиционные взгляды. Это известие все люди доброй воли восприняли с большой надеждой. Мы тоже ожидаем позитивных перемен. Во всяком случае, из личного опыта общения с Ольгой Юрьевной Васильевой я знаю, что это человек глубокий и государственных взглядов. Но теперь даже с трудом можно представить, что можно что-то изменить в  системе образования, ведь болезнь загнана глубоко вовнутрь, разрушительный характер реформами заложен в образ жизни и мыслей.

Если даже наши надежды и пожелания окажутся реальными, то вылечить образование  будет крайне трудно, так как создана система вытеснения принципов русской жизни не только  из образования, но и из информационного пространства, из быта. Она утверждена на уровне законодательства. Закон доводит ситуацию до абсурда. К примеру, как можно воспитывать трудолюбие, если законом запрещено детям убирать классы, да и вообще за собой убирать, трудиться на огороде. Как исполнять свой долг перед ушедшими в иной мир, если детям запрещено приводить в порядок могилки на кладбище, а в поисковые отряды разрешено брать детей лишь с 14 лет. По закону внукам запрещается жить у бабушки в деревне без оформления опеки... Подобных примеров можно приводить много. Последние поправки к закону, получившего наименование антисемейного, пугают не злодеев, которые только и раздают подзатыльники своим детям, а тех, кто ни разу в жизни и не шлепнул свое чадо. Этот закон поражает степенью вмешательства в интимный процесс жизни семьи. Но надо предполагать, это только первый шаг наглого вмешательства в традиционный уклад семьи, а за ним последуют и другие.  Естественно, чтобы школы поставить на рельсы отечественных традиций (а настоящая школа только такой и может быть), необходимо привести законодательство в соответствие с традициями.

Отчетность сделала учителя роботом. В современной школе, в учебно-воспитательном процессе, чего бы мы сегодня не коснулись, везде присутствует горечь формализма. Создается впечатление, что пролоббированы выгодные финансовые проекты, и они любыми путями продавливаются. И только спустя какое-то время в них вносятся коррективы или они отменяются. Ни капли не сомневаюсь, что такими проектами являются и ЕГЭ, и замена линейной системы изучения предмета на концентрическую (что нацеливает на поверхностное знакомство с предметом и лишает ребенка глубины знания), и приверженность электронике, и реформа высшего образования, и система отчетности...

Система отчетности сделала нас, работников школы, роботами. Школы сегодня работают не на ученика, а на чиновника. Мы вынуждены создавать целый штат работников для отчетности. Контролирующие органы теперь словно под лупами издалека рассматривают статистику работы школы. Мы часто чувствуем себя, что мы как будто живем в аквариуме, но при этом никого не интересует, организуем мы живую работу с детьми или нет, главное, чтобы все было выставлено на сайте, размещено в АСИО. Именно это является критерием работы школы. Теперь, кстати, так же оценивается и работа педагогов при аттестации, никто не приезжает посмотреть, а как учитель общается с детьми, как он строит учебно-воспитательный процесс, как он выстраивает отношения с коллегами, с родителями... Никого это не интересует. Главное цифры, выложенные в электронном отчете... Вообще, создается впечатление, что реформы нацелены на то, чтобы не школа была для детей, а дети для школы.

Не сомневаюсь, что по отработке того или иного коммерческого проекта он  становится  не нужным и отходит на второй план. Как, например, еще недавно школы области писали отчеты на сотне страницах по самооценке. Было же видно, что это сущая глупость, но нас заставляли. Защитил человек диссертацию и все, оказывается, и правда, это не нужно. Угаснет интерес и к другим проектам. Даже и к ЕГЭ. К сожалению, мы уже вырастили поколение мировоззрения ЕГЭ. Это ослабленное творчески, а возможно и умственно, поколение. Дело свершилось таким образом, что сдача этого пресловутого экзамена стала для большинства смыслом жизни. И это в возрасте, который является одним из необыкновенно творческих периодов в жизни человека. Это знает каждый педагог, а введя у себя в школе два десятка лет назад ряд творческих предметов, мы в этом еще раз убедились.

Так вот,  система ЕГЭ, подготовки к нему уродуют этот творческий потенциал, деформируют личность, характер подростка, его мировоззрение, способна повлиять на ценностные ориентиры.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!