Продолжение переписки с тем же учёным соседом.
После выдержанной А.И.Черепановым месячной паузы наша переписка неожиданно продолжилась после поступления ко мне материалов от других его респондентов.
23 апр. 2017.:
Уважаемые коллеги!
Ко мне снова поступил материал, на который я не могу не ответить. Несколько лет тому назад я уже вёл с Ф.М.Канарёвым активную переписку, которая закончилась моим к нему предложением: во имя дальнейшего успешного продвижения в научной среде и в обществе созданной им (и, как мне показалось, гениальной) «Физхимии мира» ему следует срочно исключить из своих работ (и забыть, как кошмарный сон) созданную им же «Новую механодинамику», которая каждым своим утверждением компрометирует и с головой выдаёт её автора как невежественного в математике и теоретической механике человека (в чём, впрочем, не вижу ничего чрезвычайного: не во всём же человеку непременно быть гениальным). Прислушайся Ф.М. к этому дружескому совету, и, может быть, сейчас он уже баллотировался бы на Нобелевскую или иную престижную международную премию. Не говоря уже о принесённой практической пользе стране. Но, увы…
Обратившемуся ко мне Алексею Ивановичу Черепанову с просьбой поддержать Ф.М.Канарёва я попытался объяснить, что наличие явной халтуры в одной (пусть и не самой важной) части работ учёного неизбежно обесценит всё остальное, сделанное им. По крайней мер, вызовет к нему недоверие, чреватое общественным отторжением и лишением поддержки.
Но, мне кажется, А.И.Черепанов повёл себя не вполне корректно: вместо откровенного разговора со своим протеже, итогом которого могло бы стать либо публичное признание допущенного им просчёта (такой поступок только усилил бы позиции добросовестного учёного), либо прекращение кампании по его поддержке в научных кругах и во властных структурах, – он встал на путь замалчивания критики в адрес Ф.М Канарёва.
Во всяком случае, я не увидел в материалах А.И.Черепанова моего последнего письма к нему, которое он обязан был обсудить и с Ф.М.Канарёвым, и со своими коллегами. Может быть, по итогам открытой дискуссии общественная поддержка научных достижений Ф.М.Канарёва приобрела бы более осознанный характер. Впрочем, насколько я знаю Ф.М.Канарёва, адекватная реакция на критику с его стороны пока маловероятна.
В заключение приведу пример потрясающего математического невежества, проявленного протеже А.И.Черепанова, которое последний взялся защищать передо мной. Цитирую:
«Вот формула для равномерного движения Канарёва Ф.М., и я с ним полностью согласен –
Fa + Fi – Fc = 0 → ma + mbi – mbc = 0 → a + bi – bc = 0 – именно это мною имелось ввиду – результирующее ускорение равно нулю…
При равномерном движении автомобиля с постоянной скоростью силу “ma” Вам обеспечивает двигатель…» (конец цитаты).
Обратите внимание: в произведении “ma” второй сомножитель – это «ускорение автомобиля при равномерном движении», которое «обеспечивает двигатель», и оно при этом не равно нулю!
Сила инерции и сила сопротивления воздуха тоже здесь определяются через некие «ускорения» bi и bc по формуле второго закона Ньютона. И эти «ускорения» (при равномерном прямолинейном движении!) тоже, каждое по отдельности, не равны нулю, но равны нулю в общей сумме всех ускорений-фантомов.
Вот такая «Новая механодинамика»! Удивить ею мир, конечно, можно. Но больше всё-таки насмешить. На такой «фантасмагорической» методологической основе Ф.М.Канарёв «раскрывает» тайны аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, а А.И.Черепанов предлагает нам все эти фантазии принимать всерьёз…
24 апреля 2017 г.:
Уважаемый Анатолий Михайлович!
Я уже Вам делал замечание и указывал Вам на то что Вы пытаетесь рассуждать в отрыве от реальности... Пытаетесь оторваться от физического смысла... В этом Вы отличаетесь от Канарёва, у которого правильная методология, которая подчинена реальности и физика его подчинена реальности, физика у него стоит на первом месте, а математика на втором...
Поэтому для меня является полной чушью то что Вы пишите –
«Набирает скорость – сила сопротивления воздуха увеличивается, в первом приближении – пропорционально величине скорости. Так и запишем:
Fс= –ρ dx/dt, где ρ – коэффициент пропорциональности (чтобы получилась размерность силы)».
Я Вам ещё раз напоминаю о том, что сила не зависит от скорости!!! Но Вы раз за разом желаете нас убедить в этом… Нет этого процесса в природе… Сила не зависит от скорости – это же очевидный факт и это именно та реальность, которая Вас не интересует… Это про Вас А.Шадрин на семинаре во ВНИИАЭС 7 апреля сказал
https://www.youtube.com/watch?v=F9BvJr8m73E - 1 час 26 минута 25 секунда
– «Математиков вон! Они довели нашу любимую физику…».
«…ρ – коэффициент пропорциональности»… Никакого физического смысла в этом коэффициенте нет… Он не описывает реальность и не является отражением реальности…
Я Вам уже писал об этом –
«Вы пишите -
«О том, что сила может зависеть не от ускорения, а от скорости (и действовать при нулевом ускорении), Ф.М. не знает (в его «университетах» это не проходили и не задавали)».
А это уже слишком… Я Вам уже делал замечание – не надо «следствие» ставить впереди «причины»! Сила по большому счёту не зависит ни отчего – либо она есть либо её нет, либо она большая либо она маленькая… Всё остальное ньюансы… Поэтому никогда и ни при каких обстоятельствах я не соглашусь с Вами в том, что сила зависит от скорости… Это типичная ошибка математиков – пытаться математические преобразования представить нам как реальные физические процессы… Нет, нет и ещё раз нет… Такого не позволено делать никому… Математика всегда «вторична»! Поэтому любой здравомыслящий человек и любой физик на вопрос – «что является причиной движения неживого тела», обязан ответить – приложенная физическая сила… Таким образом, фундаментально это движение – ускоренное движение, описывается именно так –
а = F/m.
Именно поэтому Канарёв обратил наше внимание на этот очевидный факт любое движение начинается с ускоренного движения… Нет силы и нет ускоренного движения, нет силы и нет никакого движения, которое характеризовалось бы этой силой… Это же так просто! Так зачем обижать Канарёва и писать эту чушь – «О том, что сила может зависеть не от ускорения, а от скорости (и действовать при нулевом ускорении), Ф.М. не знает (в его «университетах» это не проходили и не задавали).»…
И вот теперь можно перейти к вторичным формулам – заметьте именно вторичным, т.к. они следствие этой первичной формулы (методология!) –
а = F/m.
Зная «а» можно определить скорость неживого тела –
V = V0 + a•Δt.
В этой формуле всё последовательно и логично – скорость зависит от силы, а не наоборот… И не надо нам «впаривать» математические штучки типа –
F = m•(V-V0/ Δt) – это типичная «игра» математиков в преобразования формул, которая не отражает сути физических процессов…
И заслуга Канарёва Ф.М. состоит в том, что он нас учит как надо осторожно обращаться с математикой при описании физических процессов, он учит нас тому, что физические процессы играют главенствующую роль, что математика вторична и обязана описывать реальные физические процессы и физический смысл и не в коем случае нельзя поддаваться соблазну преобразовывать формулы и после этого, ставя математику «впереди паровоза», пытаться моделировать несуществующие физические процессы.
Мой ответ от 24 апреля 2017:
«Большая советская энциклопедия.
Сила.
Действующая на частицу С. может быть постоянной (С. тяжести), а может определённым образом зависеть от времени (переменное электромагнитное поле), от положения частицы в пространстве (С. тяготения) и от скорости частицы (С. сопротивления среды)»…
24 апреля 2017 г.
Ответ А.И.:
Петров А.М. -
«Итак, возникновение силы инерции – это следствие появления ускорения, но никак не наоборот»…
Канарёв Ф.М. –
«Теперь мы видим, что сила инерции при ускоренном движении материальной точки или тела, препятствует их движению и совместно с другими силами сопротивления движению генерирует замедление, которое является частью общей суммы замедлений, генерируемых всеми силами сопротивления движению (3.4)».
Далее -
«Когда действие ньютоновской силы прекращается (F = ma = 0), то сила инерции-вектор Fi никуда не исчезает. Она меняет своё направление на противоположное и её действие обеспечивает равномерное движение тела, как говорят, по инерции. Математическая модель, описывающая это движение, становится такой
Fi = m • bi > 0 . (3.6)
Из этого автоматически следует ошибочность первого закона Ньютона, утверждающего, что сумма сил, действующих на равномерно движущееся тело, равна нулю. Из такого утверждения также сразу следует нарушение принципа причинности. Тело не может двигаться без причины. Оно всегда движется только под действием приложенной силы.
Изложенная информация убедительно доказывает, необходимость признания ошибочности принципа Даламбера и необходимость использования нового главного принципа механодинамики, который формулируется так: в каждый данный момент времени сумма активных сил, приложенных к телу, и сил сопротивления движению, включая силу инерции, равна нулю. При этом, ньютоновское ускорение всегда равно сумме замедлений, генерируемых силами сопротивления движению, включая и силу инерции».
«Сила инерции автоматически входила в суммарную силу механических сопротивлений Fc– векторная величина, но все считали, что её там нет. В результате все экспериментальные коэффициенты механических сопротивлений движению тел оказываются ошибочными.
Из уравнений ( 3.8 ) следует, что сила инерции Fi, действующая на автомобиль при его ускоренном движении, равна
Fi= mbi= ma - mbc , (3.12)
а скалярная величина инерциального замедления bi определится по формуле
bi = a – Fc / m ».
«Сумма сил Fc сопротивлений – величина экспериментальная, которую следует определять только при равномерном движении, чтобы исключить из неё силу инерции.
Таким образом, имеются все данные необходимые для определения инерциального замедления bi и расчёта силы инерции Fi по формуле (3.13). Из неё следует, что инерциальное замедление bi зависит от сопротивления среды Fc= mbc (3.13).
Если определяются силы сопротивления движению тела, то делать это надо только при его равномерном движении. Если же сумму сил Fc сопротивления движению тела определять при его ускоренном движении, то, в соответствии с формулой (3.7), сила инерции Fi, препятствующая ускоренному движению тела, автоматически войдёт в сумму сил Fc – вектор сопротивлений движению, и результат определения сил сопротивлений будет полностью ошибочен».
Мой ответ от 24 апреля:
«Вот чёткое и строго научное определение силы инерции:
Большой энциклопедический словарь.
Сила ИНЕРЦИИ, векторная величина, численно равная произведению массы m материальной точки на её ускорение a и направленная противоположно ускорению:
Fi = –ma.
А вот «бред сивой кобылы»:
Канарёв Ф.М. –
«Когда действие ньютоновской силы прекращается (F = ma = 0), то сила инерции-вектор Fi никуда не исчезает…». Ну, и т.д., и т.п. ("дальше в лес - больше дров"). Клиника!».
24 апреля. А.И.:
Вы заблудились среди трёх сосен... Почему? А потому что, Вы никак со своим БОЛЬШИМ энциклопедическим словарём не сможете объяснить почему машина продолжает двигаться вперёд с того самого момента когда сила перестала действовать , двигатель "отключили" от колес, т.к. рычаг переключения скоростей у Вас стоит на "нейтралке"... Силы нет, а машина двигается вперёд... У вас вектор ускорения направлен по направлению движения вперёд, а сила инерции у Вас действует в противоположном направлении, так как в БЭС записано - "...векторная величина и направленная противоположно ускорению.." Так у кого клиника? БЭС на помойку или в топку...
Отвечайте быстро какая сила движет автомобиль с того самого момента когда сила перестала действовать, двигатель "отключили" от колёс, т.к. рычаг переключения скоростей у Вас стоит на "нейтралке"...? Какая сила? Дьявольская???
Мой ответ от 25 апр. 2017: «Силы нет, а машина двигается вперёд…».
Если бы сила сопротивления воздуха и сила трения в механизмах машины отсутствовали, то машина продолжала бы движение по первому закону Ньютона прямолинейно и равномерно. Однако против вектора скорости (и пропорционально величине его модуля) действуют силы сопротивления воздуха и трения, которые сообщают машине отрицательное ускорение (действуют в сторону замедления движения, уменьшая это своё отрицательное воздействие по мере уменьшения скорости). А поскольку ускорение стало отрицательным, то сила инерции, как ей и полагается, становится положительной по знаку и препятствует замедлению движения, также уменьшаясь по величине вместе с уменьшением сил сопротивления и трения, т.е. вместе с уменьшением скорости.
25 апреля 2017 г.
А.И.: В космосе "отсутствуют силы трения и сопротивление воздуху", следовательно и отсутствует ВАША сила инерции, которая движет космический аппарат, которые как мы знаем долетают до пределов нашей солнечной системы... Парадокс! Ваша физика не работает! Задумайтесь! И хватит поливать грязью Канарёва... Посмотрите на себя со стороны...
Фотон движется благодаря силе инерции, но не ВАШЕЙ, а благодаря силе инерции Канарёва...
Мой ответ от 25 апреля 2017:
Полное отсутствие сил и, как следствие, существование прямолинейного равномерного движения – это, конечно, абстракция, используемая наукой в методических целях. А реально в космосе действуют силы гравитации, создающие как линейные ускорения, так и ускорения, искривляющие траектории небесных тел и космических аппаратов. В обоих случаях классическая формула для силы инерции верна. Во втором случае эта сила инерции называется центробежной силой, возникающей, по третьему закону Ньютона, в качестве ответной реакции на центростремительную силу гравитации.
Но и без искривления траектории (например, при свободном падении тела с небольшой высоты над поверхностью Земли) баланс сил гравитации и инерции строго соблюдается:
Fграв+Fинерц=mg+(–mg)=0, где g=GM/r² – ускорение свободного падения, в данном случае у поверхности Земли.
P.S. Поверьте, мне не доставляет никакого удовольствия заниматься этим ликбезом. Я уже давно махнул рукой на Канарёва: что взять с неизлечимо больного и абсолютно невменяемого человека? Ему уже никогда и ничего не будет стыдно. Ну, и, как говорится, бог с ним.
Но ведь Ваша жизнь ещё не закончена, и Вам ещё предстоит испытать тяжкое похмелье и глубокий стыд, когда пройдёт поразившее Ваш разум помутнение. Каково Вам будет жить с клеймом шарлатана? Одумайтесь, пока не поздно.
26 апреля 2017 г.:
Уважаемый, Анатолий Михайлович!
Вы злоупотребляете моим терпением… Вы не способны противопоставить моим аргументам какие-либо внятные доводы… Вы постоянно уклоняетесь… И Ваш так называемый «ликбез» - это сплошная ахинея, которая ничего не имеет близкого к физике и к реальности…
Для чего Вы мне приплели это (?) –
«Полное отсутствие сил и, как следствие, существование прямолинейного равномерного движения – это, конечно, абстракция, используемая наукой в методических целях. А реально в космосе действуют силы гравитации, создающие как линейные ускорения, так и ускорения, искривляющие траектории небесных тел и космических аппаратов. В обоих случаях классическая формула для силы инерции верна. Во втором случае эта сила инерции называется центробежной силой, возникающей, по третьему закону Ньютона, в качестве ответной реакции на центростремительную силу гравитации.
Но и без искривления траектории (например, при свободном падении тела с небольшой высоты над поверхностью Земли) баланс сил гравитации и инерции строго соблюдается:
Fграв+Fинерц=mg+(–mg)=0, где g=GM/r² – ускорение свободного падения, в данном случае у поверхности Земли.»
Начнём с этого – «А реально в космосе действуют силы гравитации, создающие как линейные ускорения, так и ускорения, искривляющие траектории небесных тел и космических аппаратов.»
Для чего это написано? Никакого отношения к тому что мы обсуждаем это не относится! Я вам написал –
«В космосе "отсутствуют силы трения и сопротивление воздуху", следовательно и отсутствует ВАША сила инерции, которая движет космический аппарат, которые как мы знаем долетают до пределов нашей солнечной системы... Парадокс! Ваша физика не работает! Задумайтесь!»
Что Вам известно о «третьей космической скорости»?
Рассказываю с помощью Википедии –
«Тре́тья косми́ческая ско́рость — минимальная скорость, которую необходимо придать находящемуся вблизи поверхности Земли телу, чтобы оно могло преодолеть гравитационное притяжение Земли и Солнца и покинуть пределы Солнечной системы».
«При старте с Земли, наилучшим образом используя осевое вращение (≈0,5 км/с) и орбитальное движение планеты (≈29,8 км/с), космический аппарат может достичь третьей космической скорости уже при ~16,6 км/с относительно Земли. Для исключения влияния атмосферного сопротивления предполагается, что космический аппарат приобретает эту скорость за пределами атмосферы Земли. Наиболее энергетически выгодный старт для достижения третьей космической скорости должен осуществляться вблизи экватора, движение объекта должно быть сонаправлено осевому вращению Земли и орбитальному движению Земли вокруг Солнца. При этом скорость движения аппарата относительно Солнца составит
29,8 + 16,6 + 0,5 = 46,9 км/с.
Траектория аппарата, достигшего третьей космической скорости, будет частью ветви параболы, а скорость относительно Солнца будет асимптотически стремиться к нулю.
На начало 2015 г. только один космический аппарат покинул окрестности Земли с третьей космической скоростью. Наибольшей скоростью покидания Земли обладал КА Новые горизонты — 16,26 км/с (гелиоцентрическая скорость 45 км/с), а за счёт гравитационного манёвра у Юпитера в 2007 году он ещё прибавил 4 км/c; он после окончания основной части своей миссии покинет Солнечную систему с гелиоцентрической скоростью около 14 км/с.
Аналогичным образом ускорялись и другие КА, уже покинувшие Солнечную систему (Вояджер-1, Вояджер-2, Пионер-10 и Пионер-11). Все они покидали окрестности Земли со скоростями, существенно меньшими третьей космической».
Поясняю последнее –
«Более дешёвый способ покинуть Солнечную систему — разогнаться за счёт планет, сближаясь с ними, используя их как буксиры и постепенно наращивая скорость около каждой. Для этого нужна определённая конфигурация планет — по спирали — чтобы, расставаясь с очередной планетой, лететь именно к следующей. Из-за медлительности самых далёких Урана и Нептуна такая конфигурация возникает редко, примерно раз в 170 лет. Последний раз Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун выстроились в спираль в 1970-е годы. Американские учёные воспользовались этим построением планет и отправили за пределы Солнечной системы космические аппараты: «Пионер-10» (Pioneer 10, стартовал 3 марта 1972 года), «Пионер-11» (Pioneer 11, стартовал 6 апреля 1973), «Вояджер-2» (Voyager 2, стартовал 20 августа 1977) и «Вояджер-1» (Voyager 1, стартовал 5 сентября 1977)».
Таким образом, если бы сегодня был у землян в наличии двигатель и топливо такие, что аппарат может иметь 3-ю космическую скорость, то такому аппарату не надо ждать 170 лет того, что планеты выстроятся в определённую конфигурацию… За пределами атмосферы Земли будет включён двигатель, аппарат разгонится до 3-ей космической скорости - 46,9 км/с, двигатели выключатся истратив всё топливо до капельки и аппарат полетит под действием силы инерции, но не Вашей силы инерции, так как этому аппарату не нужно взаимодействие с планетами, а по действием силы инерции Канарёва… Вот и всё…
Обратите внимание на эту информацию, которая красноречиво доказывает правоту Канарёва –
«Наибольшей скоростью покидания Земли обладал КА «Новые горизонты» — 16,26 км/с (гелиоцентрическая скорость 45 км/с), а за счёт гравитационного маневра у Юпитера в 2007 году он ещё прибавил 4 км/c, он после окончания основной части своей миссии покинет Солнечную систему с гелиоцентрической скоростью около 14 км/с».
«Новые горизонты» покинул окрестности Земли с самой большой из всех космических аппаратов скоростью. В момент выключения двигателей она составила 16,26 км/с (относительно Земли). Гелиоцентрическая скорость составила 45 км/с, что позволило бы «Новым горизонтам» покинуть Солнечную систему даже без гравитационного манёвра около Юпитера. Однако в 2015 году гелиоцентрическая скорость аппарата составляла около 14,5 км/с, что меньше, чем скорость «Вояджера-1» —17,012 км/с («Вояджер-1» набрал бо́льшую скорость за счёт дополнительного гравитационного манёвра у Сатурна)».
Вы можете адекватно переварить эту информацию – после манёвра у Юпитера скорость космического аппарата «Новые горизонты» выросла с 45 км/с до 49 км/с? Это означает следующее – начиная с момента запуска 19 января 2006 года до гравитационного манёвра в 2007 году у Юпитера космический аппарат «Новые горизонты» двигался за счёт силы инерции Канарёва!!! Затем за счёт сил гравитации прибавил (!!!) скорости 4 км/сек!!! И только потом до 2015 года замедлял своё движение до 14 км/сек… за счёт тех же самых гравитационных сил, т.е. эти силы противодействовали силе инерции Канарёва…
На этом свой ликбез заканчиваю… и понимаю теперь почему с Вами перестал общаться Канарёв Ф.М. – на «Вашей голове хоть кол чеши»…
Предлагаю Вам покаяться в своих ошибках, извиниться перед Канарёвым Ф.М. и перед аудиторией Интернета... Кто из нас шарлатан история рассудит, не Вам меня судить (!) - как оказалось Ваше знание физики оказалось ниже моего...
Черепанов Алексей Иванович».
26 апреля 2017 г. Последний обмен репликами.
А.И.: «Только математик может написать такую чушь - "...против вектора скорости действуют силы сопротивления воздуха и трения"...??».
Мой ответ: «Не владеете русским языком? Перед словом "против" явно подразумевается "по направлению", и больше ничего!».